Минпромторг России наконец-то опубликовал перечень моделей, которые можно внести в реестр такси, начиная с марта следующего года. Всем пунктам нового Федерального закона формально соответствуют два десятка моделей от шести брендов. Смотрим, кто получил допуск и вспоминаем нюансы закона.
Локализация такси: что, когда и зачем
Весной вышли поправки к Федеральному закону № 116-ФЗ о том, какие модели автомобилей можно включать в региональный реестр легкового такси. Оформить разрешение на машину для таксомоторных перевозок можно, если она удовлетворяет хотя бы одному из пунктов:
- набранное моделью количество баллов локализации больше или равно числу баллов, применяемому для госзакупок. В 2025 году автомобиль должен быть локализован минимум на 3200 баллов.
- Машина выпущена в рамках СПИК, причем по контрактам, заключенным после марта 2025 года, требуется разрешение Правительства РФ об одобрении модели.
Изменения в законе вступят в силу 1 марта 2026 года. Для отдаленных регионов предусмотрен переходный период: Калининградская область и субъекты СФО получили отсрочку до 2028 года, а Дальний восток – до 2030 года. Новые правила не распространяются на действующие такси, уже внесенные в региональный реестр, до конца срока действия лицензии (она выдается максимум на 5 лет).
По задумке разработчиков, новый ФЗ создаст спрос на машины отечественного производства в объеме 50 тыс. шт. – а это новые рабочие места, поддержка отечественного производства, рост налоговых поступлений. По отзывам отраслевиков, закон требует доработки. Участники рынка таксомоторных перевозок указывают на то, что нужно наращивать объемы выпуска отечественных машин и разрабатывать меры поддержки для их закупок таксопарками, чтобы не спровоцировать рост цен на услуги такси. Также остается открытым вопрос по лизинговым автомобилям: их перерегистрация станет невозможной после продления лизинга. Не смогут сменить авто и самозанятые, вынужденные перейти на ИП по достижении порога доходов в 2,4 млн руб.
Модели, которые точно проходят по параметрам
Минпромторг в начале месяца опубликовал официальный список производителей и их продукции, которую можно покупать под пассажирские перевозки. В перечень пошли 6 российских производителей, которые по тому или иному пункту уже выполнили требование закона.
Lada
Билет в таксопарки получили не только привычные Granta и Vesta, но и новенькие Iskra и Aura. Семиместный Largus будет интересен для перевозки групп. А вот кто соблазнится на Niva Travel и Niva Legend – вопрос. Возможно, кто-то из частников захочет потаксовать на своей Ниве в свободное время.
УАЗ
Еще более нелепо в перечне выглядят Patriot и Hunter. Автолюбители в комментариях шутят про off-road такси. Минпромторг парирует, что уазики попали в список из-за формального соответствия требованиям, внедорожники никто не навязывает перевозчикам.
Москвич
Весь актуальный ассортимент Московского автозавода подходит для перевозок: это и популярный компакт-кросс 3, и его электрический вариант 3е, и среднеразмерный 6, и текущий флагман 8. Анонсированные новички М70 и М90 пока не в списке.
Evolute
Продукция липецкого «Моторинвест» почему-то представлена не полностью: недостаточно локализованным оказался минивэн i-Van. Без опасений можно покупать «электрички» i-Pro, i-Joy, i-Sky и i-Jet, а также гибрид i-Space.
Voyah
Про Voyah непривычно думать, что он российский. А между тем в Липецке налажена сборка гибридных кроссовера Free и минивэна Dream, а также седана Passion в двух исполнениях: «электричка» и гибрид с приставкой EVR. Правда, насчет последнего пока не понятно, подпадает ли он под критерии. Четырехдверка с новой силовой установкой поступила в продажу всего месяц назад.
Sollers
Соллерс специализируется на коммерческом транспорте: фургоны, грузовики, туристические автобусы. Из легковых авто в ассортименте бренда только пикапы на базе JAC – и их локализации недостаточно для включения в список. И вдруг бренд попадает в перечень Минпромторга с минивэном Sollers SP7, продажи которого официально еще даже не начались! Его с июля выпускают в Елабуге, и с начала октября дилеры принимают предварительные заявки, но в розничной продаже MPV пока нет.
Кто еще на подходе?
В первой редакции списка оказались далеко не все модели, выпускаемые на территории России. Совершенно неожиданно нет продукции калининградского «Автотор», где производятся модели Амберавто, Kaiyi, BAIC, SWM; не попали в список ни санкт-петербургские Солярисы, ни калужские Тенеты; обошли вниманием модели бренда Haval, который с нуля построил автозавод в Тульской области! Минпромторг пояснил, что перечень далеко не окончательный, он обязательно будет пополняться, многие из упомянутых брендов проходят стадию рассмотрения. Что ж, будем ждать!
