Автолюбители России определили победителей ежегодной национальной премии «Автомобиль года в России-2024». Объявление итогов голосования прошло 20 ноября в Москве. Рассказываем, что изменилось в правилах проведения конкурса и кто получил заветный титул.
Вслед за рынком
Премия «Автомобиль года» задумывалась как любительская и всенародная: победителей в категориях выбирают не эксперты, а рядовые автовладельцы. В этом году аудитория респондентов выросла почти наполовину. Если в 2023-ем в голосовании поучаствовали более миллиона человек, то в нынешнем число проголосовавших перевалило отметку в 1,4 миллиона!
Отбор номинантов не ограничивался официально представленными в России брендами. Машины, ввезенные по параллельному импорту, также участвовали в конкурсе. По словам организаторов, они идут за трендами авторынка, где крупные экспортеры эксклюзивных моделей предоставляют покупателям такой же уровень сервиса, как и официальные дилеры.
В номинациях появились нововведения. Количество категорий осталось прежним – 23, но внутри них организаторы добавили деление на машины с ДВС и гибриды/«электрички». Четыре специальные номинации, чтобы отметить любимые бренды и интересные новинки, дополнили выбором рамного внедорожника.
Лучшие бензиновые автомобили…
…для города
В А-классе все предсказуемо: при отсутствии спроса на малолитражки номинация представляет собой междусобойчик между «корейцами» и «европейцами». В этом году снова выиграл Kia Picanto, вторым стал Fiat Panda.
Тройка прошлогодних лидеров в бюджетных седанах полным составом перешла в 2024 год, изменилась лишь расстановка: LADA Vesta наконец-то обошла бюджетную Granta, а между ними расположился ребрендированный Хендай Солярис – Solaris HS.
Новый российский бренд победил и в категории компактных автомобилей: золото взяла модель KRS – бывшая Киа Рио. Почетное серебро досталось седану Emgrand от Geely, а мировая любимица Toyota Corolla опустилась на третье место.
Патриотичные настроения повлияли и на расстановку в D-классе: Москвич 6, оставил позади двух достойных китайцев Baic U5 Plus и Changan Lamore.
…для корпоративного парка
Троекратный победитель номинации «бизнес-класс» KIA K5 снова выиграл. Похоже, столкнуть корейский седан с пьедестала будет не так легко, как думали китайские автоконцерны. Впрочем, агрессивная реклама премиальных брендов из Поднебесной делает свое дело: аудитория «распробовала» Chery Arrizo 8 – он поднялся с 3 на 2 место. А Hongqi H5 вытеснил мега-популярную Toyota Camry из тройки.
В представительских машинах за лидерство боролись неизменные Мерседес S-класса, BMW 7 серии и Hongqi H9. Россияне решили, что председатель Си плохого не посоветует, и оставили без победы неофициально ввозимых «европейцев».
Представительский класс «люкс» практически не поменялся с прошлого года: золото символично за Aurus Senat, серебро – за Mercedes-Benz Maybach. Бронзовый призер Bentley Flying Spur W12 уступил место Rolls-Royce Ghost.
…для бездорожья
Категория универсалов повышенной проходимости полностью повторила расстановку прошлого года: Subaru Outback, Volvo V90 Cross Country и LADA Vesta SW. В компакт-кроссах снова выиграла OMODA C5, а Haval Jolion и Chery Tiggo 4 Pro поменялись местами.
В легких внедорожниках тоже без сюрпризов: Chery Tiggo 7 Pro Max так и не смог обойти лидера прошлого года Kia Sportage. Сменился только бронзовый победитель: новинка 2023 года в массовом сегменте Jetour Dashing уступил место Jaecoo J7.
Приятное разнообразие начинается со среднеразмерных кроссоверов. Chery Tiggo 8 Pro Max сохранил лидерство, но EXEED RX и Changan UNI-K не смогли удержаться, их заменили более доступные и практичные Geely Monjaro и Jaecoo J8.
В классе внедорожников-«тяжеловесов» внезапно лидером стал GAC GS8, оттеснив прошлогодних соперников EXEED VX и TANK 500 на 2 и 3 места соответственно. А короля пикапов GWM Poer Kinkong неожиданно обошла «темная лошадка» Foton Tunland G7, замыкает тройку Changan HUNTERplus.
…для большой семьи
MPV занимает на рынке малую долю процентов, но спрос на вэны стабильный и лишь недавно стал полностью удовлетворяться за счет официально ввозимых «китайцев». Изменения тут же отразились на рейтинге: в компактвэнах лидером стал Forthing Yacht, а в минивэнах – GAC M8. Засветился в списках и семиместный LADA Largus, недавно вновь вставший на конвейер, – бронза в компактных вэнах.
…для наслаждения
Среди купе, родстеров и других вариантов кузова машины «не на каждый день» выделились только грантуреры. В этом классе 1 место снова досталась стильному Changan UNI-V из КНР. Остальные номинации – парад европейской классики: Ауди, Феррари, Ламборджини, Астон Мартин… А победителями стали бессменные Porsche 911 Carrera и Bentley Continental GT Speed в двух вариантах исполнения.
Лучшие гибриды и электрокары…
Машин с электродвигателями представлено гораздо меньше, чем автомобилей с ДВС – всего 16 номинаций из 23, причем во многих пьедестал не полный. Две категории отметились упорной борьбой конкурсантов с самими собой. Это минивэн Voyah Dream и представительский седан класса люкс Aurus Senat. Больше всего моделей в сегментах, рассчитанных на повседневное использование машин рядовыми автолюбителями.
…для города
В авто-«малышках» А-класса царствует Fiat с моделями 500 и электровариантом Панды. Малый класс выиграла Ora 03 – недавно пришедший бренд массовых электромобилей от концерна Great Wall Motors.
В С-сегменте развернулась настоящая битва между собираемым в России Evolute I-PRO, представителем самого продаваемого бренда «электричек» Zeekr 001 и малоизвестным DS4 от Peugeot Citroën. Победил патриотизм и скидка по госсубсидиям, вторым стал стиль, а европейское качество на третьем месте.
«Европейцы» глотают пыль и в других номинациях легковых автомобилей для города. В D-классе китайский Dongfeng Shine MAX обошел Мерседес C-класса и БМВ 14. Лидером бизнес-класса стал икона стиля Zeekr 007. В представительских автомобилях лучшим выбран Voyah Passion, хотя остальной пьедестал полностью за моделями BMW.
Обратная ситуация в категориях купе, грантуреры и кабриолеты. Туда удалось прорваться лишь Avatr 12, остальные призеры сплошь из Европы, где такие формфакторы кузова более уместны.
…для загорода
Во внедорожниках много новинок, которые «на слуху». Лидером в компакт-кроссах стал Москвич 3е, второе место досталось Evolute I-Joy, на третьем премиальный и более дорогой Lexus UX.
Российские Evolute буквально оккупировали легкие CUV: серебро и бронза у I-SKY и I-JET. Подняться выше помешал маркетинг, новичкам рынка сложно тягаться с мастодонтом Chery Tiggo 7 Pro в исполнении Plug-In Hybrid.
В среднеразмерных кроссоверах Avatr 11/01 довольно неожиданно уступил первнство Voyah Free. Похоже, на первый план вышло официальное присутствие бренда в России, тогда как Аватр только готовят к запуску. На третьем месте расположился Aito Seres M5.
Зато его старший брат M7 выиграл в «тяжеловесах». Но в этой категории самая интрига – в расстановке призеров, а не в модели победителя. Второе место за Li Auto L9, а третье – за Hongqi E-HS9. Премиальный кроссовер, несмотря на все опции для максимального комфорта пассажиров, уступил бренду, который предлагает менять машины после аварии на новые.
Спецноминации
Сбылась прошлогодняя мечта АВТОВАЗа: LADA обошла Чери в категории «любимый бренд в бюджетном сегменте». Третье место по-прежнему за Haval. Среди любимых премиум-брендов перестановок тоже не много: EXEED сохранил лидерство, Hongqi также в списке номинантов – бронза. А вот Аурус из соревнования выбыл, его место занял TANK.
Титул новинки года в массовом сегменте получил Jaecoo J8, попавший в ТОП-3 среди среднеразмерных кроссоверов. HAVAL F7, занявший второе место, вообще не попал ни в одну из номинаций основного конкурса. Третьим стал обновленный Chery Tiggo 7 Pro Max.
В категории премиум-новинки года собрались все самые громкие премьеры: серьезный EXEED VX на стиле, брутальный TANK 700 и самый компактный из роскошных Hongqi HS5.
Новую спецноминацию «Лучший рамный внедорожник» оккупировали Танки: TANK 300 и 500, третье место досталось Haval H9. Иронично, но расстановка выглядит так, будто Хавалу для победы над «трехсотым» не хватило брутального кубизма.
Что ж, передаем поздравления победителям и партнерам салона МАС Моторс и желаем не отчаиваться проигравшим. Новое голосование совсем не за горами, оно стартует традиционно в апреле и продлится до осени.