Неожиданную статистику опубликовал Автостат: впервые лидером продаж в «электричках» стал Амберавто А5, обойдя бессменного лидера сегмента – Zeekr 001. Да и остальные места держат за собой электромобили российского производства. Рассматриваем сентябрьские бестселлеры.
1. Амберавто А5
Золото получает седан калининградской сборки A5. По габаритам он относится к C-классу: 4675х1835х1480 мм при колесной базе 2750 мм. Но за счет платформы, рассчитанной на электрическую силовую установку, салон более просторный, чем у машин с ДВС и «гибридами». Фактически, «четырехдверка» одной ногой залезает в D-класс.
Донор Амберавто А5 – Mobilize Limo – проектировался под коммерческие задачи: такси, каршеринг, доставка последней мили. Так что в модели учтены и потребности задних пассажиров в просторе, и возможность сложить спинку дивана в ровный пол. Плюсом к этому калининградская версия получила адаптации к российскому климату.

А5 выпускается в двух комплектациях Comfort и Business, отличающиеся набором опций. Обе оснащаются электродвигателем с пиковой мощностью 160 л.с. с крутящим моментом 225 Н*м. Рекомендованные розничные цены «четырехдверки» – 2,7-2,9 млн рублей, но фактическая цена продажи с учетом госсубсидий почти на миллион ниже – 1 774 999 и 1 999 999 руб. За цену вазовской Весты покупатель получает набор интеллектуальных ассистентов, круиз-контроль и прочие атрибуты современной машины, включая стильные скрытые ручки. Сочетание цена/качество и выводит А5 на первое место.
2. Zeekr 001
Серебро забрал «ноль-ноль-первый» Зикр, и для него это потеря позиций, ведь лифтбек – бестселлер по продажам два года подряд, с момента появления на российском рынке в 2023 году. Но уступил лидеру немного, всего 20 машин, так что в октябре вполне способен «отыграться» за счёт выхода очередного рестайлинга. Тем более, у Зикра с А5 совершенно разные целевые аудитории. «Ноль-ноль-первый» совсем не бюджетен, это история про статус и скорость.
Модификаций у шутинг-брейка много: в России продаются как машины первого поколения, так и рестайлинг 2024 года на 800-вольтовой архитектуре с обновленным типом тяговых батарей. У каждой версии – несколько комплектаций, со скоростью разгона до первой сотни от 6,3 до 2,02 с. в зависимости от количества электродвигателей. Цены на полноприводные Зикры начинаются от 7 млн и доходят до 15 млн за спортивную модификацию FR.

В начале октября стартовали продажи очередного обновления Zeekr 001, сменившего архитектуру на 900-вольтовую. Теперь он чемпион не только по скорости разгона, но и зарядки. Внешние изменения минимальны, зато салон переработали ощутимо. Отделка стала еще изысканнее, диагонали экранов и проекционного дисплея – еще больше, а интеллектуальные системы автономного вождения – еще точнее. Цены в Китае на машины 2026 модельного года начинаются от 3 с копейками миллионов в переводе на российские рубли - столько стоит заднеприводная версия в базовой комплектации. Двухмоторные топовые Зикры обойдутся в 3,5-3,75 млн. Выход спортивной FR ожидается чуть позже: для затравки уже анонсированы более 2000 л.с. под капотом, осталось дождаться цен.
3. Москвич 3е
Бронза досталась электрокроссоверу от Московского автозавода. Заметить разницу между 3е и бензиновым «собратом» можно только если приглядываться. В экстерьере радиаторная решетка с прорезью воздухозаборника заменена на прозрачный пластик, а лючок для заправки переехал с заднего правого на левое переднее крыло. В салоне изменения тоже минимальны: вместо рычага трансмиссии шайба селектора, декоративные линии из серебряных перекрашены в золотисто-желтый, а пол на несколько см выше за счет батареи под днищем.

Разница между «электричкой» и ДВС начинает ощущаться в движении. Москвич 3е едет заметно тише и бодрее. На педаль газа электрокар отзывается мгновенным ускорением даже в режиме Эко, при этом машина ощущается более устойчивой и управляемой. Электродвигатель один, на задней оси, он выдает 193 л.с. и 340 Н*м. В комплекте идет безальтернативная батарея на 65,7 кВт*ч, обеспечивающая запас хода до 410 км по циклу WLPT. Рекомендованная розничная стоимость 4 100 000 руб., с учетом скидки от государства выходит чуть больше 3,2 млн руб.
4 и 5. Evolute i-PRO и i-JOY
Завершают ТОП «электричек» модели, собранные в Липецкой области. Четвертое место занимает седан i-PRO с результатом 86 машин, замыкает рейтинг кроссовер i-JOY со скромным показателем в 67 продаж. Оба Эволюта – очень компактные модели бюджетного сегмента: за седан с учетом госсубсидий просят полтора миллиона, кроссовер чуть дороже – 1,85 млн рублей.

i-Pro по размерам попадает в С-класс и лишь немногим меньше, чем седан Амберавто: 4680х1720х1530 мм при колесной базе 2700 мм. Но если А5 хотел бы вырасти до D, то липецкая «четырехдверка» ориентирована на конкуренцию с моделями АВТОВАЗ. «Электричка» с базовым набором опций по цене Гранты или Искры – хорошее предложение. Недаром Evolute i-PRO стал «Автомобилем года-2024» в своем сегменте.

i-JOY по сравнению с Москвичом совсем маленький: 4385х1850х1650 мм, межосевое расстояние – всего 2655 мм. Зато багажник, что называется, от души – роскошные 535 л. Да и комплектация по сравнению с седаном чуть более приятная: есть все необходимое и еще немного сверху, вроде бесключевого доступа и панорамного люка. А цена почти вполовину ниже, чем у 3е!