с 9:00 до 21:00
Ленинградская ул., с24Г, Химки, Москва

Сообразить на троих: Nissan, Honda и Mitsubishi объединяются

Сообразить на троих: Nissan, Honda и Mitsubishi объединяются

Под конец года японские автогиганты подтвердили слухи о слиянии. Nissan и Honda подписали меморандум о взаимопонимании. Он открывает переговорный процесс, который завершится в июне 2025 года. Mitsubishi – младший участник союза – пока ждет, когда сможет присоединиться к новому автогиганту. Полная интеграция трех компаний завершится в 2026-ом. Рассказываем, зачем это надо «японцам», чем это грозит мировому автопрому и как на новости отреагировал рынок.

Победить дракона…

Публичное обоснование слияния – создать автоконцерн, который будет устойчив в конкурентной борьбе против китайской экспансии на мировом авторынке. Особенный интерес у японцев вызывает сегмент электрокаров, но пробиться туда после Tesla и производителей из КНР затруднительно.

По словам Тосихиро Мибе, генерального директора Honda, мировой автопром сейчас переживает изменения, которые бывают раз в 100 лет. Переход с ископаемого топлива на электросиловые установки и взрывной рост китайской промышленности угрожают вытеснить японские компании с рынка, если они не нарастят конкурентоспособность к 2030 году.

Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Летом 2024 г. Хонда, Ниссан и Митсубиси подписали соглашение о совместном использовании компонентов для электрокаров. В планах концернов также совместная разработка ПО для беспилотного вождения. Структурное объединение компаний в один конгломерат позволит сократить расходы на НИОКР и ускорить выпуск современных моделей.

…и выжить

За скобками пресс-релизов осталась главная причина интеграции – деньги. Ниссан в долгах и продолжает падать на дно финансовой ямы. Причем не в одиночку, а утягивая за собой Митсубиси, в которой является главным акционером.

В ноябре Nissan опубликовал сообщение о квартальном убытке 9,3 млрд иен, и вскоре после этого объявила, что в компании рассматривают вероятность сворачивания пятой части производственных мощностей, что повлечет за собой массовые сокращения: под увольнение могут попасть 9 тыс. человек, или 6% от общего числа сотрудников. Финансовые итоги года плачевны: чистая прибыль снизилась на 94% год к году, прогноз по операционной прибыли за первое финансовое полугодие пересмотрен в сторону уменьшения.

Долговая нагрузка концерна продолжает расти с момента скандала с бывшим председателем совета директоров Карлосом Гоном в конце 2018 года, а прогноз кредитоспособности понижен до негативного по версии Fitch Ratings. В прессу просочились слова одного из представителей топ-менеджмента Ниссан, который заявил, что у компании есть примерно год на поиск инвестиций, в противном случае ее ждет банкротство.

Хонда тоже переживает спад спроса. По последним раскрытым данным, с апреля по сентябрь продажи машин сократились на 8%, а чистая прибыль в I финполугодии прогнозируется на 20% ниже, чем в прошлом году. Виной всему – падение реализации в Китае. Дополнительные риски создают обещания нового правительства США ввести заградительные пошлины на импорт автомобилей иностранного производства.

Реорганизация поможет привлечь новых инвесторов. Она станет самой масштабной за последние 5 лет и приведет к созданию крупнейшего мирового автоконцерна, чей суммарный объем продаж уступит только Toyota и Volkswagen.

Свет в конце тоннеля?

Новости и слухи о слиянии заставили грустить акционеров обеих компаний. «Хондовцы» переживают, что Nissan потащит их за собой на дно. «Ниссановцы» – что получат слишком мало от союза. Слияние с Honda могло бы подстегнуть рост акций Nissan после слабых показателей на протяжении многих лет, но, по подсчетам специалистов, распределение долей будет неравномерным: на каждую часть Ниссана у Хонды будет 5 частей.

Чтобы успокоить инвесторов, Honda объявила об обратном выкупе акций. Масштаб байбэка впечатлил аналитиков: компания готова потратить $7 млрд, чтобы выкупить до четверти всех акций. Новость подстегнула рынок, внутридневной рост составил +17% на максимуме торгов.

А Nissan лихорадит. Сначала его акции побили рекорд пятидесятилетней давности по внутридневному росту на бирже – плюс 24%, а спустя несколько дней – рекорд по внутридневному падению за последние 26 лет – минус 15%. Но итоговые показатели к концу года выросли на 15%, так что концерн не остался в накладе.

Что ждать от нового союза?

Nissan ищет нового партнера и инвестора, потому что альянс Renault–Nissan–Mitsubishi не оправдал ожиданий. В прошлом году между японцами и французами достигнуто соглашение сравнять доли владения акциями в компаниях друг друга, из-за чего Рено сокращает финансовое участие с 43% до 15%.

Honda ищет возможность нагнать рынок электромобилей, для чего ей нужны готовые технологические решения, чтобы сократить денежные и временные затраты на НИОКР. И у Ниссана они есть! На его стороне опыт производства батарей и гибридных силовых агрегатов. Электромобили Leaf и Ariya пусть коммерчески не самые успешные, но надежные машины, которые могут стать основой для новых разработок. Также Хонда заинтересована в больших и тяговитых рамных внедорожниках, которых нет в ее линейке.

Позвонить 8 (800) 444-19-43