Горячая тема последних месяцев – изменение расчета утильсбора на автомобили. Законопроект должен был вступить в силу 1 ноября, но был отложен до 1 декабря. Это решение вызвало новую волну обсуждений: примут, не примут? Рассказываем, какие изменения планирует Минпромторг и что по этому поводу думают участники авторынка.
Суть реформы
Расчет утильсбора в текущей редакции закона зависит от объема двигателя и возраста транспортного средства. Высокие ставки, в первую очередь, затрагивают авто старше 3 лет, коммерческий ввоз, а также легковые машины для личного пользования с объемом двигателя больше 3 л. До сегодняшнего дня простые автолюбители, импортирующие автомобили для собственных нужд, платили символические 3-5 тыс. руб. в зависимости от возраста машины. Минпромторг решил убрать эту лазейку.
В новой редакции предлагается отталкиваться не от объема двигателя, как раньше, а от его мощности в лошадиных силах.
Второе изменение – установление порогового значения для расчета льготного сбора: 160 л.с. для машин с ДВС и не более 80 л.с. в 30-минутном режиме работы электромотора у гибридов и «электричек», что в пересчете на пиковую мощность дает примерно те же 160 «лошадок». Повышение затронет большинство популярных моделей C-класса, весь D-класс и практически все современные электромобили. Оно будет действовать как для коммерческого ввоза, так и для физических лиц.
Сколько придется доплатить?
Коммерческий ввоз подорожает, по расчетам аналитиков, от нескольких десятков до сотен тысяч рублей. Модели с двигателями 2-2,5 л прибавят 200-300 тыс. Достанется и популярным китайским «турбочетверкам» 1.5Т, форсированным до 170-190 л.с. за счет нагнетания, компрессии или изменения геометрии впрыска. Цена их утилизации поднимется с минимальных 667 тысяч до 700-900 в 2026 году. Хуже всего придется гибридам с полуторалитровыми ДВС из-за дополнительных мощностей электромоторов или стартер-генераторов. Например, утильсбор на гибридный кроссовер Lixiang L6 сейчас 667 тыс. руб., исходя из объема 1,5 л. С 1 декабря ставка утильсбора составит 1,8 млн руб., ведь суммарная мощность всех двигателей – 408 л.с.
Понятие автомобиля, ввозимого для личного пользования, сохранится, но все машины, у которых в спецификации больше 160 «лошадок», будут рассчитываться по ставкам коммерческого ввоза. Частному покупателю придется доплатить сотни и миллионы рублей вместо 3-5 тысяч.
Как реформа повлияет на авторынок?
Мнения участников отрасли однозначные: лучше не станет, хуже – пожалуйста! В первую очередь, тяжело придется «серому» импорту. Их бизнес-модель построена на ввозе премиальных авто, бюджетные модели невыгодны из-за низкой маржи. Поправки лишат параимпорт ценового преимущества по сравнению с официально ввезенными машинами.
Дилерам придется пересмотреть модельный ряд в пользу преобладания машин с младшими моторами в гамме. Снижение покупательского спроса на фоне роста цен продолжится. По данным Автостат, продажи за 2025 г. с января по сентябрь просели на 22,4% относительно 2024 года. Эксперты отмечают, что на фоне слухов в октябре машины покупали чаще, если сравнивать с данными за сентябрь и летние месяцы, но это ситуативный всплеск. Статистика год к году неумолима: -6,5% по сравнению с прошлогодним октябрем. Структура спроса также меняется: в приоритете нижний ценовой сегмент и модели локальной сборки.
Отложили или передумали?
Критика законопроекта привела к переносу сроков его вступления в силу. Минпромторг России дал официальный комментарий по этому поводу: решение о повышении утильсбора отложено, чтобы учесть интересы граждан, которые находятся в процессе покупки автомобиля из-за границы. По задумке, люди, разместившие заказ и оплатившие автомобиль вскоре после публикации новой редакции, но еще не получившие его, за оставшийся месяц успеют оформить покупку на таможне по старым тарифам утильсбора. Для остальных покупателей Министерство советует планировать заказы с учетом поправок в закон об утилизационном сборе.
Но оптимисты надеются, что новый порядок расчета утильсбора будет пересмотрен. Так, юристы указывают на то, что законопроект создан с нарушениями. Сбор, который должен тратиться на утилизацию транспортного средства после окончания срока его эксплуатации, не может решать проблемы контроля «серого» импорта и быть заградительной пошлиной для поощрения зарубежных производителей локализовывать производства.
Дилеры и зарубежные производители хотели бы видеть более плавное изменение условий рынка, чтобы сгладить скачки цен и переориентировать ассортимент официально импортируемых моделей.
Ну а покупатели разделились на два лагеря: тех, кто замер в ожидании, и тех, кто планировал покупку в конце года, но решил не откладывать ее в долгий ящик. «МАС Моторс» подготовил предложение для обеих категорий: салон фиксирует цены на автомобили на уровне 2025 года! Спешите оформить заказ до 1 декабря!
