Покупать первую машину едва ли не страшнее, чем сдавать экзамены на права: «пересдать» при неудачном выборе будет затратно и по времени, и по деньгам. Рассказываем, как определиться с моделью и к каким авто стоит присмотреться.
Как выбрать автомобиль, если нет опыта?
Сложность покупки первой машины в том, что начинающий водитель не до конца понимает требования к машине и, не имея опыта владения, порой не учитывает важные нюансы. Вот основные моменты, на которых стоит сосредоточиться:
- Сценарий использования. Автомобиль должен закрывать максимальное количество потребностей водителя. Трезво оцените, куда и с кем вы планируете регулярно ездить. Если будущий владелец ведет активный образ жизни, то с появлением машины перед ним откроются новые горизонты. Если планирует ремонт в квартире, то тоже стоит заложить вероятную перевозку стройматериалов или техники. А если образ жизни покупателя – работа, продукты, детские секции, то, возможно, не стоит переплачивать за кузов-универсал ради поездки на шашлыки раз в год, лучше обратить внимание на наличие креплений Isofix.
- Характер вождения. Машины различаются по тому, как они набирают скорость, тормозят, отзываются на повороты руля, проезжают неровности дорожного полотна. Есть специфика, присущая классу: малолитражки юркие и отзывчивые на педали, семейные и премиальные машины едут плавно и невозмутимо, спорткары резкие, «горячие», а пикапы медленные, но тяговитые. Внутри класса характер автомобиля зависит от технических узлов и их настроек. При выборе модели учитывайте, насколько ваш темперамент совпадает с поведением машины, чтобы снизить стресс от вождения. Большинство автосалонов предлагают тест-драйв выбранной модели – воспользуйтесь возможностью!
- Класс автомобиля и бюджет. Машины разных сегментов отличаются габаритами – и ценой. Чем просторнее салон и багажник, тем выше комфорт, за который придется платить. Для авто большего размера требуется более мощный двигатель, одно тянет за собой другое, и стоимость увеличивается на глазах. Большинство новичков понимают, что выходить за рамки бюджета – плохая идея. Но возникает соблазн за имеющиеся деньги взять по максимуму: попытаться найти автомобиль в более премиальном сегменте. Начинающим водителям лучше выбирать топовую комплектацию, а не гнаться за размером.
- Стоимость владения. Купить машину – полдела, ее еще нужно зарегистрировать в ГИБДД, оплатить страховку, налог и пошлины. Уход за ней также требует существенных ежемесячных трат: бензин, автомойка, автокосметика, парковочное место. Не забывайте о стоимости ТО в официальном сервисе, замене расходников. Для сохранения кузова полезно провести антикоррозийную обработку и оклеить его антигравийной пленкой. Когда выбор моделей сократится до нескольких похожих, посчитайте стоимость владения машиной: она может разниться за, казалось бы, полные аналоги.
- Ликвидность. Эта проблема встанет в полный рост, когда поднакопивший опыт водитель захочет поменять автомобиль. Продать на вторичном рынке некоторые модели проще, чем другие. По возможности в качестве первой машины выбирайте бестселлеры в своем классе и не гонитесь за экзотикой. Ее и обслуживать дороже, и продать или сдать в трейд-ин сложнее.
Автомобиль-мальчик и машина-девочка
Большинство автовладельцев без запинки ответят, какого пола их транспортное средство. Казалось бы, это милый предрассудок, но рациональное зерно в нем есть. Мужчины и женщины – и это доказано многочисленными исследованиями! – по-разному эксплуатируют машину. Различия по полу проявляются в манере вождения, сценариях использования авто, его обслуживании и т.д. Гендерные особенности стоит учесть при выборе.
- Антропометрические данные. Статистически мужчины крупнее женщин, а потому посадка за рулем, удобство пользования приборами, количество свободного пространства будет сильно зависеть от модели машины. Женщинам стоит присмотреться к «китайцам», они часто «заточены» под людей невысокого и среднего роста. Мужчинам больше подойдут модели с европейской родословной или адаптированные для рынка Европы: их эргономика рассчитана под средний и высокий рост.
- Безопасное вождение. Упрямая статистика говорит, что 50% женщин уделяют пристальное внимание опциям безопасности, тогда как среди мужчин этот показатель сочли важным только 40% респондентов. Вместе с этим водители-мужчины, в среднем, более склонны к агрессивным перестроениям, резким ускорениям и торможению. Так что при покупке машины при прочих равных женщины могут позволить себе чуть более динамичный мотор, чтобы не выбиваться из потока. А мужчинам стоит изучить, какие оценки получила машина мечты на краш-тесте, каков процент высокопрочных сталей в ее кузове и что из активных ассистентов есть в выбранной комплектации.
- Практичность против внешности. Маркетологи бьются над вопросом, какой экстерьер предпочитают покупатели разного пола. Но данные АВТОСТАТ по России говорят, что в большинстве популярных сегментов соотношение водителей-мужчин к женщинам стабильно и держится на уровне 70% к 30%. Из статистики выбиваются А-класс машин-малышек (76% владелиц), купе и кабриолеты (раскладка по полу практически поровну с небольшим преобладанием мужчин), а также различные пикапы и грузовички на базе универсалов (лишь пятая часть записана на женщин).
Какой авто лучше купить начинающему водителю – новый или подержанный?
Б/у автомобиль в разрезе первой машины для новичка хорош по двум причинам: он стоит недорого и поэтому его не жалко «ушатать». В отсутствие опыта начинающий водитель будет допускать ошибки: зацепил бордюр или забор, выбрал не ту скорость для кочек, перегазовал и т.д. Это царапины, сколы, сломанные зеркала и интенсивный износ технических узлов.
Минусы у покупки подержанной машины относительные: что для опытного автолюбителя не проблема, для новичка – целенаправленное создание сложностей в жизни. На сделке пойди разберись, правда «не битая, не крашеная, не после такси, совсем без проблем» или врут. Обслуживание тоже квест: у официалов дорого, у неофициалов – дешево, но качественно ли? Нужен опыт, чтобы понимать, «чувствовать» машину.
Из недостатков у нового автомобиля – цена. Зато в остальном минимум трудностей: сделка – прозрачная, состояние машины – точно с завода, ТО – по графику, обслуживание – по гарантии. Даже если где-то вылезла проблема из-за неаккуратного использования, ее вовремя заметят и устранят. Все это снижает уровень стресса от владения машиной.
Десять лучших в разных классах: что выбрать начинающему водителю?
Сделали подборку самых интересных моделей в своем сегменте и объяснили, почему они подойдут новичку в качестве первой машины.
LADA Vesta

Вазовские автомобили, особенно топовое семейство Вест, отлично подходят для водителей, которые пока не очень уверены в своих навыках. Это машины B-сегмента с богатой моторной гаммой и 4 возможными комплектациями. LADA Vesta среди «одноклассников» выделяется качественной отделкой салона, багажником впечатляющего размера и потрясающей управляемость практически на любом твердом покрытии. Набор водительских ассистентов и функций активной безопасности минимален, из интересных функций – интеграция с сервисами Яндекс.
- Возможность выбора кузова. Весты представлены в 2 вариантах: седан и универсал. Для каждого форм-фактора есть кросс-версия с увеличенным клиренсом и «юбкой» из неокрашенного пластика.
- Адаптация к российским условиям. Конструкторы «АВТОВАЗ» знают про климат и дороги России всё. Среди отличий Весты от китайских моделей можно выделить феноменальную неприхотливость к топливу, проходимость, антикоррозийную обработку, увеличенный ресурс узлов и т.д.
- Легкий ремонт. Найти запчасти или автомастерскую, которая умеет работать с Вестами, не составит проблем даже в небольшом городе. Вазовские машины уверенно держат лидерство по количеству продаж новых машин В-класса в России, так что волноваться о клиентском обслуживании не приходится.
Changan Alsvin

Компактный седан от Чанган на внутреннем рынке КНР занимает то же место, что и Веста на нашем. Модель разрабатывалась для массового сегмента с упором на невысокую цену и вышла в свет в 2018 году. Оформление салона и полузависимая балка выдают возраст разработки, но за «вкусную» цену эти мелочи можно простить. Если сравнивать модель с Вестой, Alsvin больше подходит для условий крупных городов: он компактный, приземистый, с низким клиренсом, зато с более богатым арсеналом интеллектуальных опций.
- Двигатель с наградами. Седан оснащается неприхотливым атмосферным мотором Blue Core 1,5 л (98 л.с., 137 Н*м) собственной разработки Changan, который в 2020 году получил премию «CHINA CORE» и попал в список ТОП-10 лучших двигателей Китая. ДВС агрегатируется с пятиступенчатым «роботом».
- Европейская эргономика. Производитель по максимуму «подсластил пилюлю»: отделка салона хоть и бюджетная, но тактильно приятная. Все материалы, с которыми соприкасаются пассажиры, мягкие, а подушки сидений имеют комфортный размер.
- Круиз-контроль за сущие копейки. Базовая комплектация, кроме опций пассивной и активной безопасности, включает задние камеры с динамической разметкой, датчик света и круиз. За дополнительную плату можно установить дополнительную боковую камеру, кнопку Start/Stop и люк на крыше.
Solaris HS

Бюджетный Hyundai Solaris был настолько массовым, что перешел в разряд культовых. Он завоевал популярность из-за дизайна, эргономики салона и оптимального сочетания «цена/качество». Российский Солярис HS – это его клон: то же место сборки в Санкт-Петербурге, те же машинокомплекты, те же рабочие автозавода. Но другой шильдик и цена, не сопоставимая с машинами, ввозимыми по параллельному импорту. На выбор 3 комплектации и 5 пакетов опций, так что уровень оснащения легко персонализировать для начинающего водителя.
- Высокая ликвидность. Остаточная стоимость бестселлера всегда будет выше, чем у малоизвестных моделей. Даже если водитель был неопытен и не очень аккуратен.
- Выносливые «атмосферники». Двигатели Соляриса обладают большим ресурсом за счет алюминиевых блоков цилиндров и цепного привода ГРМ. Трансмиссия на выбор может быть «механикой» или классическим «автоматом», обе КПП шестиступенчатые.
- Спорт-пакет для тех, кому хочется быть «на стиле». Версия Sportline добавляет в экстерьер автомобиля нотки спорткара: контрастные порожки, задний спойлер и боковые зеркала. Салон также двухцветный: на базовом черном появляется красная отстрочка, а отделку дополняют кожаные вставки.
Geely Emgrand

Еще один представитель субкомпактных седанов мечтает дорасти до C-класса. Бывалым автолюбителям название Эмгранд напомнит о скучной невыразительной «четырехдверке» из 2010-х, когда Джили пыталась создать из этой линейки отдельный бренд. Реализовав в России более 35 тыс. машин и накопив опыт их эксплуатации, Geely представила полностью обновленный Emgrand. Он ничем не напоминает предшественника: экстерьер гармоничен и элегантен, в нем читаются цитаты немецких брендов, от чего машина выглядит дороже, чем стоит. Интерьер также детально проработан и эргономичен.
- На любой вкус и кошелек. Начальные комплектации обеспечивают необходимый минимум по комфорту и опциям. Топовая версия ощущается как машина классом выше: двухцветная отделка салона, панорамный люк в крыше, световое приветствие водителя и прочие «плюшки». Мелочь, а приятно получить такое по цене Весты.
- Все под рукой. Салон удивляет плотной посадкой и эргономикой. Водитель любого роста и комплекции сможет подобрать себе удобное положение кресла и руля без ущерба обзорности. Но самое ценное для новичка – интуитивно понятное расположение селектора, «аварийки», кнопок климат-контроля и т.д.
- Вместительный по меркам класса багажник. Седаны в принципе не очень подходят для перевозки грузов, но конструкторы Emgrand постарались, чтобы покупателю было удобно ездить за продуктами: 500 литров объема плюс автоматическое открывание замка, достаточно постоять рядом с багажником.
Chery Arrizo 8

На противоположном ценовом полюсе – седан Е-класса, который на старте продаж называли «убийцей» Toyota Camry, и он оправдал ожидания! В первый же год стал третьим в классе премии «Автомобиль года-2023», сразу после легендарного японца. Год спустя и вовсе вытеснил его за пределы пьедестала. Для новичков в вождении Арризо 8 будет интересен, прежде всего, манерой езды, комфортом и ликвидностью.
- Седан состоявшегося человека. Экстерьер машины вышел породистым, статусным и стильным. Удачные пропорции делают ее узнаваемой, размер позволяет чувствовать себя комфортно, плюс богатое оснащение за цену, не сопоставимую с европейцами, – и выходит бестселлер.
- Почувствуйте себя VIP. Все в салоне заточено на комфорт переднего пассажира и водителя: диапазон регулировки сидений, их профиль с развитой поддержкой, наличие поясничного упора, вентиляция и подогрев передних кресел, наличие мест хранения, зарядок и т.д. Задний ряд по своему оснащению не предполагает сценария «пассажир с личным водителем», все сливки Chery Arrizo 8 достанутся человеку за рулем.
- ИО Камри. Арризо пользуется спросом на вторичном рынке, потому что уверенно попадает в запрос бывших владельцев Toyota Camry. Стильный седан легко продать, когда возникнет потребность в новой машине.
Dongfeng Aeolus Shine Max

На пятки Chery Arrizo 8 наступает бизнес-седан от компании Dongfeng. Модели действительно похожи: близкие размеры и параметры силовой установки, идентичная трансмиссия – семиступенчатый «робот» Getrag, сопоставимое по качеству оснащение. С той лишь разницей, что Shine Max построен на доработанной китайцами платформе Stellantis и стоит примерно на полмиллиона дешевле раскрученного седана от Чери. Разница в цене обусловлена слабой известностью Dongfeng в России: до 2023 года в ассортименте марки практически не было легковых автомобилей, не считая пары стареньких кроссоверов. Конкурировать при таких вводных с лидером рынка Chery непросто, но седан старается!
- Дизайн вне времени. На контрасте с благородными обтекаемыми линиями Арризо 8 «четырехдверка» Aeolus Shine Max выраженно «приспортивленная» и рассчитанная на более молодую аудиторию. Впрочем, дизайнеры воздержались от использования кричащих деталей и ультрамодных трендов, так что внешность машины еще долго будет актуальна.
- Комфортное управление в городе. Руль ощущается слегка утяжеленным, с понятным откликом и четким нулем. Преселективный «робот» бережет сцепление и не позволяет водителю слишком лихачить или резко перестраиваться – то, что нужно для начинающего водителя!
- Бдительная система слежения за усталостью. Датчик контролирует, куда направлен взгляд водителя. Если он отвлекся, система напомнит о дороге. Настройки в Shine Max таковы, что стоит отвернуться от лобового стекла – и раздается сигнал. Раздражающе для опытных, бесценно для новичков.
MG 5

«Золотой» серединой между бюджетными «четырехдверками» и бизнес-седанами станет среднеразмерный «англичанин» MG 5. Бренд разменял первую сотню лет, в его истории множество побед на ралли и рекордов скорости. Как и большинство автопрома Европы, MG сменил прописку на Юго-Восточную Азию, где из концепт-кара родилась «пятерка». Впрочем, после смены поколений в облике машины не осталось даже намека на концептуальность. Все интересное у него внутри, под капотом.
- Мягко стелет, как кроссовер. MG 5 построен на платформе Delta II, заимствованной у американского бренда GM. Из-за этого характер машины резко контрастирует с остальными седанами С-класса. Подвеска упругая, энергоемкая, легко «глотает» неровности дорожного полотна.
- Быстро едет (ну почти быстро). Силовой агрегат состоит из связки полуторалитрового «атмосферника», простого и надежного за счет чугунных блоков, и вариатора с 9 ступенями. Несмотря на скромные 114 «лошадок», чувствуется, что машина едет: приемистый и эластичный мотор, адекватно настроенная трансмиссия. За рулем есть ощущение, что это MG – бренд, выпускавший гоночные родстеры.
- Бюджетные ТО и ремонт. MG в России пока представлен не очень широко, но дистрибьютор подошел к вопросу сервисного обслуживания скурпулезно. Ходовые запчасти запасены на складах в крупных логистических центрах, доставка редких узлов до потребителя займет не более месяца. Для начинающего водителя важнее другое: калькуляция расходов на ремонт машины после распространенной аварии – несильного фронтального столкновения – обойдется вдвое дешевле, чем за такие же работы у моделей-конкурентов.
JAC J7

Полноразмерный лифтбек по цене бюджетного седана – достойная альтернатива «четырехдверкам» по вместимости. J7 получился интернациональным. За дизайн отвечали итальянцы во главе с Даниэлем Гальоне, автором Alfa Romeo. Ходовую настраивали инженеры совместного предприятия JAC Volkswagen. Под капотом агрегаты от бельгийцев и японцев.
- Ресурс силового агрегата – внукам хватит! Двигатель у J7 с турбонаддувом и системой VVT – модернизированный аналог «атмосферника», который ведет свою родословную от легендарного Mitsubishi 4G15 и не раз входил в рейтинги самых надежных ДВС. Ресурс заявлен на уровне 250 тыс. км пробега, у цепного ремня ГРМ – 150 тыс. Трансмиссия тоже выносливая: бельгийский вариатор Punch выдержит до 200 тыс. км пробега.
- Действительно обтекаемая форма. Конструкторы JAC J7 добились очень низкого коэффициента аэродинамического сопротивления. С одной стороны, это позволяет экономить топливо. С другой, обеспечивает акустический комфорт: при движении на высоких скоростях свист ветра и шум от дороги не перекрывает разговор в салоне.
- Багажник вместит если не все, то многое. Объем багажного отсека – 540 литров. По сравнению с седанами, роскошно: помещаются два стандартных чемодана и еще всякого по мелочи. Задний диван складывается в пропорции 60:40, образуя практически ровную площадку. Погрузочный проем, пожалуй, высоковат и узковат для перевозки негабарита – но это все-таки лифтбек, а не универсал!
Jetour X50

Компакт-кросс из «семейной» X-серии Jetour сделан максимально среднестатистическим – за исключением решетки радиатора, которая громко заявляет о бренде. Задача кроссовера – понравиться практичным людям, живущим в городе. В ход идет всё: тактильно приятный салон, богатое оснащение в начальных комплектациях, полный набор теплых опций и достаточно просторный задний ряд.
- Удобен в городе. Компактные размеры SUV позволяют легко маневрировать на узких улочках, парковках и в заставленных дворах. При этом проходимость по «городскому бездорожью» – снежным завалам или ямам – выше, чем у большинства седанов.
- У X50 крепкие нервы. Вариантов силовых агрегатов 2: бюджетный и неубиваемый «атмосферник» с механикой или турбомотор с «роботом». В обоих случаях машина ведет себя стабильно и предсказуемо благодаря настройкам шасси и системам активной безопасности. Руль, хоть и без обратной связи, но понятный, разгон без нервозности, тормоза откликаются резво и уверенно.
- Хорошая база. Уже в начальной комплектации автомобиль имеет все необходимые системы активной безопасности, а в топовой появляются дополнительные опции для предотвращения ДТП.
Haval Jolion

Замыкает ТОП-10 машин для новичков настоящий бестселлер – кроссовер, ставший самой продаваемой иномаркой в 2023 году. Год назад он обновился и стал еще лучше, чем прежде. Haval учел опыт эксплуатации в России: убрал хром, который облезает от дорожных реагентов, вернул аналоговые кнопки климат-контроля, добавил регулировку руля по вылету, оптимизировал комплектации.
- Полный привод. Народная любовь к Jolion объясняется просто: он не выходит за рамки бюджетных машин, крупнее конкурентов и оснащается передним или полным приводом. 4WD реализовано через муфту, но для городского кроссовера этого достаточно.
- Модернизация под российского потребителя. В Китае Haval Jolion снят с производства, инициатива внести изменения шла от российского дистрибьютора. Все улучшения – это пожелания реальных пользователей, воплощение которых стало возможным за счет локализованного производства.
- Тульские «пряники». Джолион собирают на заводе под Тулой, что автоматически влияет на цену: минус утильсбор, плюс скидки по госсубсидиям и возможность оформить льготный автокредит по госпрограмме.
Топ-3 лучших авто для начинающих водителей
Посоветуем начинающим водителям прислушаться к опыту большинства автолюбителей и остановить свой выбор на заслуженной классике бюджетных седанов – Solaris HS. В качестве первой машины он идеален: неустаревающий и узнаваемый дизайн, а также широкие возможности персонализации автомобиля за вполне доступную цену.
Достойной альтернативой Солярису станет Geely Emgrand: в некоторых моментах он превосходит машины B-класса. Салон словно создан для эмоциональной поддержки новичка: кресла «обнимают», все кнопки под рукой, нужную опцию найдешь, даже разволновавшись.
Для тех, кому седаны не подходят под стиль жизни, стоит присмотреться к лифтбеку JAC J7. Ценовой диапазон аналогичен бюджетным «четырехдверкам», но вместительность багажного отсека греет душу.
Кого же все-таки выбрать? В любом случае, ориентироваться стоит на свои ощущения от машины. Она должна приносить счастье и решать задачи, а не добавлять стресса в вашу жизнь.