Государственная дума одобрила законопроект о переводе таксопарков на машины отечественной сборки. Он устанавливает критерии, по которым автомобили будут включать в реестр такси. На переход к новым правилам дается меньше года – времени впритык, чтобы перестроить бизнес-процессы по закупке такси. «МАС Моторс» работает с таксопарками по льготным программам от производителей и трейд-ин. Рассказываем, что изменится с 1 марта 2026 года и какие модели подпадают под требования нового закона.
Это уже официально действующий закон?
Законодательная инициатива № 481272-8 о локализации такси пока не прошла всех необходимых процедур ратификации: после одобрения Госдумой законопроект должен получить одобрение в Совете Федерации и быть подписан Президентом. Но ознакомиться с текстом стоит сейчас, потому что в случае принятия переходный период будет коротким.
Новые требования в отношении такси начнут действовать для автомобилей, вносимых в региональные реестры перевозчиков после 1 марта 2026 года. Послабления предусмотрены для таксопарков из отдаленных регионов: Калининградская область и субъекты Сибирского федерального округа получат отсрочку до 1 марта 2028 года, а Дальний восток — до 1 марта 2030 года.
Евгений Москвичев, Председатель Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, отдельно пояснил, что заменять автопарк к марту следующего года не требуется. Все машины, которые уже прошли регистрацию в реестрах перевозчиков, – а это почти полтора миллиона машин – при технической исправности могут работать до списания.
Иномарки совсем запретят?
В законопроекте предусмотрено, что в реестр можно будет включать автомобили отечественной сборки, которые соответствуют одному из критериев: либо баллы локализации, либо выпуск в рамках СПИК в период с 1 марта 2022 до 1 марта 2025 гг. Количество баллов привязано к уровню, который устанавливает Правительство для госзакупок.
Какие еще важные нюансы есть в тексте документа:
- если в СПИК был привлечен партнер, инвестор или другое предприятие, заключавшие СПИК до 1 марта 2022-го, то такая модель ТС подходит под критерии. Пункт на официальном языке звучит заковыристо, но нужен, чтобы в «белый» список попали авто, собираемые на заводах, которые меняли владельцев после 2022 года.
- Модели, выпущенные в рамках СПИК после марта 2025 года, тоже могут пройти регистрацию в качестве такси, но при условии получения разрешения от Правительства.
- Со временем критерий допуска к перевозкам пассажиров останется только один – набранные баллы локализации. В законопроекте предусмотрено, что через 7 лет, с 1 января 2033 г., автомобиль, выпущенный по инвестконтракту, внести в реестр такси не получится.
- Правительство РФ может делать «поблажки» для отдельных категорий ТС, используемых в такси. Скорее всего, речь идет о разновидностях автомобилей, выпуск которых не налажен в России или спрос на которые отечественные автозаводы удовлетворить не в силах.
Какие модели попадают под критерии?
Новый «закон о такси» не содержит точных цифр касательно баллов локализации. В нем прописана лишь привязка к уровню госзакупок. Чтобы попасть в тендеры, в 2025 году модель с ДВС должна набрать не менее 3200 баллов, с 2027 г. планируется повышение до 3500, а еще через год – до 3700 баллов. «Электричкам» повезло больше: текущий уровень – 1100 баллов, со следующего года – 1500, и поднимать выше пока не планируют. Под эти критерии полностью попадают лишь модели АВТОВАЗ: Granta, Vesta, Aura и новая Iskra.
Остальные машины отечественной сборки, скорее всего, будут проводиться по СПИК. Речь о моделях, выпускаемых на заводах «АВТОТОР» в Калининграде, «Моторинвест» в Липецке, а также брендах с производственных площадок в Санкт-Петербурге (бывший Nissan), Калуге (Volkswagen в прошлом) и Москве.
Каршеринг тоже?
Инициативу по локализации каршеринга внесли 19 мая, накануне пленарного заседания Совфеда, на котором рассмотрят вопрос с такси. Автор законопроекта – Андрей Кутепов, глава экономического комитета Совета Федерации. По его мнению, наполнение рынка пассажироперевозок локализованными автомобилями невозможно без внесения изменений в нормативную базу для каршеринговых сервисов.
Андрей Кутепов приводит данные о том, что спрос на краткосрочную аренду вырос на 20% по данным 2022 года, и автопарки ожидают дальнейшего роста, наращивая количество машин. Статистика говорит, что прибавка в количестве ТС составляет, в среднем, от трети до половины.
В пояснительной записке сенатор указывает, что развитие мобильности и рост популярности шеринговых сервисов в крупных городах – это долгосрочная тенденция. Поэтому есть смысл установить уровень локализации автомобилей, приобретаемых для краткосрочной аренды, на уровне госзакупок. Законодательная инициатива направлена на отзыв в Правительство.