20 июля начались продажи Искры. День был выбран не случайно: в этот день АвтоВАЗу исполнилось 59 лет. По заявлению пресс-службы, машины из наличия закончились уже к концу дня. Первую партию раскупили, как горячие пирожки, сейчас модель доступна для предзаказа. Разбираемся, что предложил тольяттинский автозавод и чем обусловлен ажиотажный спрос.
Делать пришлось с нуля
Новая Лада изначально задумывалась как замена Гранте. Разработку Искры начали совместно со специалистами концерна Renault, и к 2022 году был готов прототип. После ухода французской марки из России АвтоВАЗу достались все разработки – но увы, тесно завязанные на иностранные комплектующие.
Президент АО «АВТОВАЗ» Максим Соколов рассказал, что в итоге за 3 года была проделана огромная работа по реинжинирингу платформы и локализации более 1000 комплектующих. Естественно, замена оригинальных деталей потребовала повторных тестов образцов, из-за чего старт продаж задержался на год.

В апреле 2025 г. Искра торжественно отправилась на серийную сборку, а спустя 3 месяца поступила к дилерам в Самаре, Москве и Санкт-Петербурге. По подсчетам, за это время было выпущено около пятиста машин. Новая партия по мере накопления автомобилей будет распределяться по всем дилерские центрам России – и не только! В планах АвтоВАЗа уже в сентябре отправить первую крупную поставку в ОАЭ. Ради этого модель прошла сертификацию для ближневосточных рынков.
Между Грантой и Вестой
Lada Iskra относится к B-классу. Собрана на модифицированной французской «тележке» из семейства CMF-B, ее «младшей» вариации LS для бюджетных машин. Эта платформа дебютировала в Логанах и Сандеро III поколения в 2020 году. После реинжиниринга она получила код XJO.
Модульность платформы на руку вазовским конструкторам. Искра, как и остальные модели, будет иметь 3 варианта исполнения кузова: седан, универсал SW и SW Cross. Последний имеет внедорожные элементы: увеличенный до 200 мм клиренс, «юбку» из неокрашенного пластика, рейлинги на крыше. Плюс салон может быть отделан двухцветными вставками.

Вместительность на уровне, в этом вопросе тольяттинцы принципиальны. Объем багажника седана равен 500 л, у универсалов чуть поменьше – 480 л, но это «под полку». Смело можно плюсовать пространство над ней, как это делают некоторые китайские производители. Задний ряд сидений складывается в пропорции 60/40 – и у седана тоже!
Иллюзия выбора
Количество комбинаций кузова, силовой установки и комплектации, на первый взгляд, зашкаливает. Считаем! Два привычных вазовских двигателя 1,6 л: восьмиклапанник на 90 л.с. и шестнадцатиклапанник на 106 «пони». Младший идет с пятиступенчатой МКПП, старший агрегатируется с китайскими трансмиссиями WLY, на выбор МТ6 и вариатор. Плюс три варианта кузова в четырех комплектациях, знакомых по другим машинам семейства Лада: Comfort, Life, Enjoy, Techno. Но 36 ценников вы не найдете!

Седан с МТ5 в самом низу ценового диапазона – единственный, кому положено оснащение Comfort. Оно включает 2 аэрбега, ESP, электроусилитель руля, его регулировку по высоте, датчики света и дождя, а также Лада Connect. Всего остального не будет, поскупились даже на задние электростеклоподъемники и регулировку водительского кресла по горизонтали. Эксперты сходятся во мнении, что комплектация в прайсе «для галочки», точнее, для красивой фразы «Искра от 1 249 000 руб.», в реальности машину в таком оснащении придется ждать долго и, вероятно, с малым шансом на успех.
Комплектаций Life всего две, и обе положены седану, по одной на начальную и топовую силовые установки. Рекомендованная розничная цена на них – 1,32 и 1,47 млн. За эти деньги вы получите какой-никакой контроль климата: кондиционер и подогрев передних сидений и наружных зеркал. Они, кстати, как и ручки дверей, будут окрашены не в цвет кузова, а в черный.

Если хотите полностью однотонный кузов, выбирайте Enjoy. Она доступна почти для любой комбинации кузова и силовой установки. В этой комплектации есть мультируль с регулировкой по вылету, медиасистема, интегрированная с Яндексом, круиз-контроль и другие блага вроде электростеклоподъемников и обогрева форсунок омывателя. Но и раскошелиться придется почти как за Весту в базе: вилка цен на Искру – от 1,44 до 1,72 млн.
Удивительно, но Techno полностью недоступно для универсала. Купить Искру в топовом оснащении можно только в кузове седан или SW Cross. Для последнего доступен уникальный цвет сочного апельсина – красиво! По уровню оснащения тоже все неплохо: обогрев всех сидений и лобового в дополнение к зимним опциям предыдущих комплектаций, камера заднего вида и парктроники, противотуманки, тонировка задних стекол. Стоимость по прайсу – от 1,58 млн. за седан с начальным мотором до 1,80 млн. за максимально укомплектованный универсал Cross.